Больше всего на свете, после, конечно, несправедливости по отношению к животным, меня в мире раздражает забота. Обычная, человеческая забота. Преимущественно, обо мне. Господа, поверьте, нет ничего хуже, чем незнание потребностей другого человека и благих при этом намерений. Нет ничего хуже сюрпризов. Нет ничего хуже незваных гостей, и блюд: «тебе, специально, старался…», которые я не ем. Не важно, я или кто-то другой, история на самом деле о каждом из нас.
И более того, чаще всего забота проявляется как бы «из вежливости».
У меня даже слово специальное есть — «подзаботный». Действие совершается над человеком, «во благо человека», и что главное — абсолютно против его воли.
Многие нерелигиозные люди вынуждены каждый год слушать от близких «Христос Воскрес», и нравоучения, что пора крестить дочку, хотя близкие знают, как никто другой, что человек – атеист, сам не крещённый, да еще и с аллергией на церковный ладан. Почему? Потому что так принято. В нашем обществе навязывание своего мнения – это забота.
Сколько раз я видела людей, что не отмечают День Рождения, и просят в этот день только одного – им не звонить, и их не трогать. Но чаще всего, даже их самые дорогие и близкие люди, так или иначе, отправляют смс с текстом: «я помню, как ты этого не любишь, но…»». Лично я воспринимаю это как «причинение любви», и «нанесение радости». Другие же, поздравляющие, считают, что «раз я праздную, то и ему будет хорошо». Ну, всех по себе. Проекция. Классика.
Иногда, в маршрутках, я наблюдаю картину.
Кому-то уступают место. Кто-то говорит: «спасибо, я постою». Ему в ответ, настойчиво: «да ладно там, чего вы, садитесь», а если и после этого человек (который «подзаботный») , продолжает гнуть свою линию, и не садится, с вероятностью в 95% его назовут неблагодарным, и еще что-то про воспитание скажут вдогонку. Такая вот Демьянова уха.
- Тебе салат с майонезом?
- Нет, спасибо, я майонез не ем!
- Но с ним же вкуснее! — и тут же вы получите в свою тарелку майонез.
Кого из нас не пыталась накормить заботливая бабушка?
Как удивительно, что наш социум, изображая любовь и уважение, совершенно при этом не уважает и не чувствует реальные потребности своих близких. И на мою заботу о себе и своих потребностях обычно я получаю манипулятивные попытки всё-таки «прогнуть» меня под эту заботу.
Если я не голодная, я не стесняюсь, я просто не хочу есть. Если я не прошу взять на руки вашего ребёнка — я не боюсь и не смущаюсь, просто у меня нет такой потребности. Часто, чтобы попробовали фирменное блюдо хозяйки, эта хозяйка готова своих гостей здорово нагибать, и даже заставлять или уговаривать, лишь бы за ушами трещало во время обеда, и сыпались комплименты.
В нашем обществе огромная сложность с личными границами. Потому что мы, постсоветское пространство, не умеем слышать отказ. Мы не умеем соглашаться без «нет» и «не знаю». Слово «нет» мы воспринимаем как «вежливость», «хорошее воспитание», «стеснение», и в конце концов, думаем что это такая игра, переубедить своего подзаботного.
Я всегда в замешательстве, когда на вопрос «хочешь..?» получаю ответ «ну не знаю», или вообще встречный вопрос: «а ты?»
… Ну японский же ты городовой! Ну, ты же точно знаешь, хочешь ты или нет. Если ты скажешь «нет», ты не обидишь меня и не сделаешь больно, а если согласишься, «да, хочу», — не будешь выглядеть невежливо, а напротив, здорово облегчишь мне жизнь.
Всё пошло с того, что в детстве все окружающие ребёнка, кроме родителей, постоянно стараются его баловать. В угоду маме или папе, в угоду ли самому ребёнку, ему оставляют все самое вкусное, и покупают самое лучшее. При этом, никого абсолютно не волнует, чего же на самом деле хочет ребёнок. И хорошо, если родители дают свободу выбора. А если нет? А если: «дареному коню в зубы не смотрят, будь рад, я сказал!», или вот, чудесно: «попробуй бабушкин пирог, скажи, что вкусно». Рёбенок советских родителей точно не раз слышал фразу «Что значит не хочешь?». А вот то и значит — не хочу!
Я не люблю ходить в гости. Там обязательно пытаются меня «искушать» тем, что я не люблю, навязывая мне, что я это не ем «потому что мало осталось», «потому что твой папа (муж, кум, сват) тоже этого ест» или просто потому что я (совершеннолетняя, взрослая, самостоятельная женщина), ВНИМАНИЕ: «Стесняюсь попросить передать мне это с другого конца стола».
От души хочу пожелать всем таких друзей, которые на ваше «нет» не будут иметь тысячи аргументов почему «да».
Если человек чего-то не любит, то подсунуть ему это под соусом вежливости, это не просто невежливо, это еще и похоже на какое-то издевательство.
Это как кормить мусульманина свининой, «из вежливости», или потому, что это – вкусно. Это как жарить мясные котлеты вегетарианцу, или как дарить лилии аллергику-астматику.
В нашем обществе так: если бабушка подарила скатерть, её нельзя передарить и выкинуть. Нужно в течении следующих лет десяти каждый год к визиту бабушки расстилать эту скатерть, воспевая хвалебные песни, а потом прятать на целый год в сервант, потому что скатерть, по правде говоря, страшная.
А вот еще про границы и заботу.
Нередко фразу «я на диете» родные и близкие слышат как вызов: «тебя срочно нужно накормить сладеньким», потому что решения что приняты не коллективно, наше общество не принимает. Так же было в детстве — хочешь новую причёску, жди, когда вырастешь, и будет «можно». «Будут свои дети — их и будешь стричь!» С диетой аналогично — решить на неё сесть можно только тогда, когда будешь жить самостоятельно. Потому что всем хочется, чтобы их мнение учитывали. И плевать, что это ИХ мнение о ВАШЕМ теле. Часто слышат и парни и девушки: «тебе не нужно в спортзал, у тебя отличная фигура».
И я думаю — ну ёлки зелёные, ваша печаль какая, не вам же в их теле ходить… Пусть живёт человек своей жизнью, и вы живите… Но всё это остаётся безнаказанно и даже похвально, потому что «ну мы же заботимся». «Мы же как лучше хотим…»
Свежие комментарии