На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир женщины

21 151 подписчик

Свежие комментарии

  • марина боловинцева
    Я тоже не согласна с джинсами с завышенной талией и расклешенными,мне кажеться зависит от фигурыЖенская мода: как...

Шедевры Метража

 Татьяна Разумовская. «Шедевры Метража» «Шедевры Метража» Татьяны Разумовской впервые были опубликованы проектом «Сетевая словесность» в 2003 году. Представляем это замечательное произведение читателям «Избранного».

 


 Последние пять лет жизни в Советском Союзе, вплоть до 1988 года, я проработала младшим научным сотрудником Эрмитажа. Каждый, кому довелось побыть экскурсоводом, знает, что вопросы на экскурсиях бывают удивительные и непредсказуемые. Сейчас, по прошествии многих лет, мне кажется, что они интересны не только сами по себе, но и отражают в каком-то срезе социально-культурное сознание советских людей восьмидесятых годов.

Эти записи начались с того, как ко мне на углу Невского и Адмиралтейского подошел человек и спросил:

— Скажите, а где тут метраж?
— ?!
— Ну, такой большой Метраж, где цари жили.
Так появилась тетрадка с названием: «Шедевры Метража»


В Античном отделе.
— А почему этих Венер всегда без рук делали?

*

 Там же. Группа из Средней Азии.
— Девушка, как вам не стыдно. Ведь в группе женщины и дети!

 *

 Там же.
— Безобразие! Сначала почините, а потом показывайте!

 *

 

— Покажите труп! (мумию)

 *

 — Как посмотреть здесь всякие древние мумиё?

 *

 В Малой столовой.
— И вы что хотите сказать, что здесь были солдаты и матросы — и ничего не взяли?
— Да.
— А я бы взяла!

 Зимний дворец. Малая столовая

 *

 — А почему вы нам не показали Смольный?

 *

 — А из этих тарелок цари и вправду ели или они у них в буфете стояли?

 *

 — Скажите, а царя не раздражало, что у него по дому ходило столько чужого народу?

*

 — А где кровать королевы? (вар. «спальня царицы», «постель Екатерины», «где цари спали» и «покажите самое главное»)

 *

 — А где тут спальня Петра I и Екатерины II?

 *

 — А где здесь комната, где Екатерина II жила с Распутиным?

 *

 — А где чучело того коня, с которым спала Екатерина II?

 *

 В зале Рубенса. Польская группа с советской переводчицей.
Экскурсовод: А это — Вакх.
Переводчица: А это перед вами портрет композитора Баха.
Воцаряется тишина. Потом вопрос из группы:
— А почему он в таком виде?!

 Рубенс. Вакх

 

*

 Перед «Вакхом» Рубенса.
— У нас в Воронеже за такое 15 суток дают!

 *

 Перед экскурсией. Московская группа.
— Нам, пожалуйста, побольше и побыстрее!

 *

 Группа историков 4-5 курса Алма-Атинского университета.
— Вы нам тут рассказывали о распятии Христа. А скажите, за что его распяли?
— Как же вы изучаете историю, не читая Евангелия?
— А мы этого не проходили. Ну скажите нам в двух словах.
— В двух словах? За инакомыслие.

 *

 Группа из Средней Азии. Идем по Зимнему. Подходит мужчина из группы — тихо, на ухо:
— Девучка! Ты нащих женчин атпусти, а нам покажи во-он ту картинку!
(«Венеру» Буше)

 Франсуа Буше. Туалет Венеры

 

*

 Перед экскурсией.
— Мы хотим посмотреть все.
Я: Протяженность залов Эрмитажа 15 километров.
— (радостно) А мы пойдем 5 км в час и за три часа все осмотрим!

 *

 После экскурсии.
— Есть ли какие-нибудь вопросы?
— Есть. А где выход?

 *

 На Дрезденской выставке. Картина Веронезе «Дочь фараона находит младенца Моисея» и через несколько картин — Досси «Моисей, высекающий воду из скалы».
Дама (очень удивленно): Как он быстро постарел!

 *

 В рыцарском зале.
— А кони заспиртованы?

 *

 Группа младших школьников. У Амура Фальконе учительница останавливает экскурсовода и говорит ребятам:
— Дети, посмотрите, на кого он похож?
Молчание.
— Ну как же! Это же маленький Ленин!

 Фальконе. Амур

 *

 — Когда я был тут прошлый раз, нам показывали котелок, из которого Екатерина II кормила супом Петра I!
*
— А где яйца Кулибина?
*
После экскурсии подлетает старушка, агрессивно:
— Вот скажите, Петр Великий — он так много сделал для России, а почему нет города его имени?
Я (осторожно): В 1924 году Петроград был переименован в Ленинград.
— Да-да, вот я вас и спрашиваю, почему? И куда можно по этому поводу написать?

*

 Очень робко и тихо, отведя меня в сторону от группы.
— А где здесь была картина, на которой нарисована... голая Даная?
— Вас интересует «Даная» Рембрандта или «Даная» Тициана?
— Нет, я помню... там лежит... голая Даная, и ей приносят ребеночка...

 

Тициан. Даная

 *

 Ленинградская группа. Предлагаю на выбор разные варианты маршрутов.
— Понимаете, мы — ленинградцы, бываем здесь часто, картины и скульптуру знаем, поэтому покажите нам лучше царские покои!

 *

 — А где гробница Александра Македонского? (Александра Невского)

 *

 — А Петр I и Христос — это одно и то же?

 *

 Возмущенный экскурсант:
— Сколько времени у вас тут выставки? Вот пять лет назад был — Рафаэль висел, сейчас приехал — опять Рафаэль!

 

Рафаэль. Мадонна с младенцем

 

*

 — А скажите, почему эту Мадонну всегда делали с маленьким мальчиком и никогда с маленькой девочкой?

*

 В Двадцатиколонном зале. Расписываю прелести архитектуры.
— Ну чо ты нам усё толдычишь, та толдычишь? Мы уже тут усе змерзлись, як суки!

 Двадцатиколонный зал

 *

 — Скажите, а где у вас тут Малый Хитрый зал?
(имеется в виду Малахитовый зал)

 

 Малахитовый зал

 *

 — А сидящего Петра вы нам покажете?
— К сожалению, зал с Восковой Персоной закрыт.
— (со слезами на глазах, в голос) Так зачем же мы сюда ехали?!

 *

 — Ой, а скажите, где тут у вас стоит ванна, в которой Екатерина с Распутиным купалась?
На подмогу даме приходит её подруга:
— Да-да, ванна, где Екатерина с Распутиным купалась. В молоке!

 *

 — А где у вас тут картина, где девушка кормит грудью раненого бойца?
(Рубенс «Отцелюбие римлянки»)

 Рубенс. Отцелюбие римлянки

 *

 В Пазырыке.
— А это перед вами мумия племенного вождя.
— (с сомнением) Племенного? А чо же он такой тошший?

 *

 — У меня вопрос не по экскурсии. Я всю жизнь хотел узнать, какая фамилия у Петра I?
— Романов.
— Как? И он тоже?!

*

 У Часов-павлина.
— А когда этот страус кукарекает?

 Часы Павлин

 *

 У Мадонны Бенуа. Группа из Москвы.
— Вот вы тут говорили о трагическом будущем этого младенца. А что с ним случилось?
— Когда он вырос, его распяли.
— А, спасибо.

*

 — А где тут у вас Грозный убивает своего сына?
— Грозный убивает сына в Третьяковской галерее, в Москве.
— (грустно и разочарованно) И больше нигде?

 *

 Дама долго и восторженно рассматривает статую обнаженного Геракла, опирающегося на палицу.
Дама: Это Петр I, да?

 Геракл

 *

 Украинская группа. Всю экскурсию спит. Вдруг в Гербовом зале Тарас Бульба, стоящий передо мной, просыпается, рот расползается в счастливую улыбку, смотрит на огромную мраморную чашу в центре зала, блаженно:
— От, эту бы чашку, да усю пэльмэний!

 Чаша

Из опыта работы в Справке по Эрмитажу


— У вас информация платная?
— Нет.
— Тогда, где туалет?

*

 — А шедевры работают? (В смысле, открыта ли выставка «Шедевры Венецианской живописи»)

*

 — Как мне найти картину, где нарисовано много голых женщин?

 *

 — Вы — информация?
— Я — информация.
— Но вы даете полную информацию? Мне нужна полная.
— Что вы хотите узнать?
— Как мне попасть в Зимний дворец?
— Вы в нем.
— И революция была здесь?
— Да.
— Большое, большое спасибо.

*

 — Сколько стоит этот ваш Эрмитаж?
— Простите?
— Ну, билет.
— Один рубль.
— А если на троих?

 *

 — Вот мы купили билеты и не знаем, что смотреть.
— А что вас интересует?
— А нас ничего не интересует!

 *

 Мужчина вида ответственного работника.
— Выставка Манэ открыта?
— К сожалению, вчера закрылась.
— А в кассе мне сказали, что открыта!
— Они ошиблись.
— А почему я должен верить вам?
— Не верьте. Пройдите в музей и проверьте сами.
— Нет, где синхронность вашей работы? Вы меня поняли?
— Я вас поняла. Что вас еще интересует?
— Меня интересует истина.
— Истину надо искать выше.
— Понятно. Где главный администратор?

 *

 — Вы даете справки?
— Да.
— Тогда скажите, вот я купил два билета в «Золотую кладовую», а я один. Что мне делать?
— Продайте билет.
— Но я час стоял в очереди и не могу так просто кому-нибудь продать билет!
— Найдите в очереди хорошенькую девушку и предложите билет ей. Чудный способ познакомиться.
— Большое спасибо!

*

 — Что у вас тут есть про войну?
— Про какую войну?
— Ну, про какую-нибудь.

 *

 — Как мне пройти на выставку «Медальерное искусство Финляндии»?
Долго и подробно объясняю.
— И там только выставка «Медальерное искусство Финляндии»?
— Да.
— Ну это меня не интересует!

 *

 — А где здесь зверей показывают?

 *

 — Как пройти к «Скрюченному мальчику»? («Скорчившийся мальчик» Микеланджело)

 

 

Микеланджело. Скорчившийся мальчик

Из ляпов экскурсоводов


— Перед вами репрезервативные портреты Ван Дейка.

*

 У натюрморта Кальфа.
— Посмотрите, как замечательно написан лимон. На нем даже видны капельки пота!

 *

 В отделе русской культуры.
Рафинированная дама: Во времена Петра I был изобретен этот зубофрезерный станок!

 *

 — А это трость из кости Екатерины II.

 *

 У «Данаи» Рембрандта.
— Обратите внимание, как прописаны простыни под Данаей!

 

 Рембрандт. Даная

 

*

 — А это перед вами гробница Александра Невского-2! (по аналогии с названием станции метро)

 *

 Экскурсовод долго рассказывает группе сюжет «Данаи», потом оборачивается и видит с ужасом, что стоят они перед картиной Луки Джордано «Битва лапифов с кентаврами». Тогда без паузы он говорит: «И вот в тот самый момент, когда Зевс в виде золотого дождя появился перед Данаей, у подножия этой башни развернулось сражение лапифов с кентаврами!»

 ***

 В общем, как говорили на латыни еще древние греки: Vita brevis, ars longa — Жизнь коротка, Искусство вечно.
С чем мы, припадающие к источнику Ипокрены их бледные потомки, не можем не согласиться.

Татьяна Разумовская

Картина дня

наверх