На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир женщины

21 152 подписчика

Свежие комментарии

  • марина боловинцева
    Я тоже не согласна с джинсами с завышенной талией и расклешенными,мне кажеться зависит от фигурыЖенская мода: как...

Картины, которые снимут стресс: фракталы в живописи

Давно не секрет, что объекты, обладающие признаками фракталов,воспринимаются человеческим глазом как высшее проявление гармонии и красоты. Кроны деревьев и горные хребты, уникальные узоры снежинок и «золотые» спирали морских раковин и волн, кристаллы и кораллы — мы готовы бесконечно созерцать их и в живой природе, и на полотнах художников. Как выяснилось, это занятие еще и целительно: согласно многолетним исследованиям американских ученых, оно понижает уровень стресса на целых 60 процентов.

Упрощенное научное определение фрактала (от латинского fractus — «дробленый,сломанный, разбитый») — множество, обладающее свойством самоподобия. Этим понятием также обозначают самоподобную геометрическую фигуру, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении его масштаба. Фрактальными характеристиками обладают многие системы человеческого организма: строение кровеносной системы,бронхиального дерева, нейронных сетей и так далее.

Лечение Поллоком

Ричард Тейлор из Орегонского университета занимается изучением фрактальных структур в целом и конкретно в живописи начиная с 1999 года. В частности, на примере полотен его соотечественника Джексона Поллока. При помощи компьютерного анализа узоров, из которых сотканы картины, ученый установил, что они обладают качествами,присущими природным фрактальным явлениям — таким, как береговые линии,например. Именно этому фактору исследователь склонен приписывать непостижимую для многих популярность работ американского абстракциониста.
Джексон Поллок. Фреска
Фреска
Джексон Поллок
1943, 247×605 см
Со свойственной ученым дотошностью Ричард Тейлор принялся вычислять фрактальную размерность картин Поллока. Так он установил, что эта величина менялась от значения, близкого к единице, в 1943 году до коэффициента 1,72 в 1954-м. Физик предлагает использовать этот показатель для датировки и подтверждения подлинности работ, ведь, согласно его данным, а также исследованиям других ученых, фрактальный анализ может помочь определить подделку с гарантией до 93 процентов.
Джексон Поллок. Конвергенция
Конвергенция
Джексон Поллок
1952, 237.5×393.7 см
Для более точного изучения влияния фрактального искусства на человека Тэйлор использовал метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), позволяющий фиксировать малейшие изменения функции коры головного мозга и глубинных мозговых систем. Он показал, что созерцание фрактальных паттернов сопровождается значительным снижением уровня стресса и даже ускоряет восстановление организма после хирургического вмешательства.

Эволюция фракталов

Ван Фу. Без названия
Без названия
Ван Фу
XIV век
Фракталы давно и прочно обосновались в изобразительном искусстве, начиная с канувших в лету цивилизаций ацтеков, инков и майя, древнеегипетской и древнеримской. Во-первых, их достаточно сложно избежать при изображении живой природы, где фракталоподобные формы встречаются сплошь и рядом.
Шен Чжоу. Прощание на реке
Прощание на реке
Шен Чжоу
XV век
Одни из наиболее ранних и ярко выраженных образцов фрактальной живописи — пейзажные традиции древнего и средневекового Китая.
Ван Мэн. Без названия
Шен Чжоу. Без названия
  • Ван Мэн, Без названия
  • Шен Чжоу, Без названия
В 20 веке фрактальные структуры получили наибольшее распространение в направлениях оп-арт (оптическое искусство) и имп­-арт (от слова impossible — невозможный). Первое из них выросло в 1950-е годы из абстракционизма, точнее говоря, отпочковалось от геометрической абстракции. Одним из первопроходцев оп-арта был Виктор Вазарели — французский художник с венгерскими корнями.
Виктор Вазарели. Гуива
Гуива
Виктор Вазарели
XX век
Виктор Вазарели. Клонопин
Клонопин
Виктор Вазарели
XX век
А вот на поприще имп-арта, которое выделяют как самостоятельное течение внутри оптического искусства, прославился нидерландский художник Мауриц Корнелис Эшер. Он применял в создании работ приемы, основанные на математических принципах.
Мауриц Корнелис Эшер. Все меньше и меньше
Все меньше и меньше
Мауриц Корнелис Эшер
1956
Мауриц Корнелис Эшер. Бабочки
Бабочки
Мауриц Корнелис Эшер
Эшер набил руку в изображении «невозможных фигур»: создании оптических иллюзий,вводящих зрителей в заблуждение и заставляющих напрягаться вестибулярный аппарат.
Мауриц Корнелис Эшер. Водовороты
Водовороты
Мауриц Корнелис Эшер
Мауриц Корнелис Эшер. Сфера спиралей
Сфера спиралей
Мауриц Корнелис Эшер
Мауриц Корнелис Эшер. Чувство 2
Чувство 2
Мауриц Корнелис Эшер
Фрактальная сложность и мозг художника
Итак, рассматривание фракталов оставляет заметный след в мозговой деятельности человека, который даже фиксирует специальная аппаратура. Но существует и обратная взаимосвязь: психическое и ментальное здоровье художника может повлиять на количество и качество фрактальных композиций в его работах.

Один из хрестоматийных примеров — биография англичанина Луиса Уэйна, который после смерти жены от рака всего через три года после свадьбы увлекся рисованием антропоморфных котов, и сделал на этом неплохую карьеру. Он продолжал изображать кошачьих, даже когда попал в психиатрическую лечебницу с прогрессирующей шизофренией.
Луис Уэйн. Лесная опушка
Лесная опушка
Луис Уэйн
1928, 25.4×35.1 см
Здесь с его картинами начало происходить что-то невероятное: они расцвели кислотными психоделическими красками, а коты постепенно эволюционировали в дивные фрактальные структуры. И если бы открытие психотропных свойств ЛСД не было случайно обнаружено химиком Альбертом Хофманом спустя 4 года после смерти Луиса Уэйна, можно было бы предположить, что трансформация стиля художника — результат экспериментального лечения шизофрении,в котором действительно применялось это вещество, но только парой десятилетий позже.
Луис Уэйн. Кот-калейдоскоп IV
Луис Уэйн. Кот-калейдоскоп VII
  • Кот-калейдоскоп IV
  • Кот-калейдоскоп VII
Что касается заболеваний, приводящих к угасанию когнитивных функций и слабоумию,то здесь наблюдается обратная связь. Так было в случае с Виллемом де Кунингом, у которого в 1982 году диагностировали болезнь Альцгеймера. Как отмечает в своей научной публикации Ричард Тейлор, о котором шла речь выше, фрактальная сложность его абстрактных картин стремительно уменьшалась пропорционально тому, как прогрессировала деменция художника. Анализ работ семи художников с различными неврологическими проблемами показал потенциал исследования предметов искусства в качестве нового инструмента для изучения таких заболеваний.

Виллем де Кунинг. Раскопки
Раскопки
Виллем де Кунинг
1950, 205.7×254.6 см
Виллем де Кунинг. Нидерланды
Нидерланды
Виллем де Кунинг
1944, 31.9×27.4 см
Так выглядели сложные фрактальные нагромождения на ранних картинах Виллема де Кунинга 1940-х годов.
Виллем де Кунинг. Без названия I
Виллем де Кунинг. Кусок бумаги
  • Без названия I, 1985
  • Кусок бумаги, 1987
А так — поздние работы, написанные в период болезни. По замечанию Тейлора, в них присутствует умиротворение, которого не хватало на полотнах художника в пору его творческого расцвета.

Фрактальная живопись нового времени

Сегодня создание фрактальных паттернов не составляет особого труда. Существует множество компьютерных программ, позволяющих синтезировать их в несметном количестве при соответствующей художественной ценности. Но все еще есть авторы,трудящиеся на этом поприще по старинке, используя не цифровые, а вполне осязаемые средства. Один из достойных внимания — доктор нейробиологии Пенсильванского университета Грег Данн.
Грег Данн. Гиппокамп II, 2010
Во-первых, для вдохновения он использует образцы из сферы своего непосредственного предмета изучения — различные клетки, отделы и процессы головного мозга, терминологические обозначения которых совпадают с названиями картин.
Грег Данн. Колонки кортекса, 2014
Во-вторых, ученый применяет нетривиальные материалы и технику: алюминиевые пластины, металлический порошок, золото, эмаль, слюду, чернила и так далее. На своей странице он признается: «Я восхищаюсь японскими, китайскими и корейскими мастерами живописи, их самодостаточностью и простотой. Я пытаюсь следовать их примеру».
Грег Данн. Синаптогенез, 2001
Если пока не получается заказать одну из работ американского нейробиолога, чтобы постоянно иметь перед глазами картину-антистресс, просто добавьте в закладки эту статью и возвращайтесь к ней всякий раз, когда уровень кортизола («гормона стресса») в крови начинает зашкаливать и доставлять дискомфорт.

Топ-10 художников фрактальной живописи от Артхива

Винсент Ван Гог

Винсент Ван Гог. Дорога с кипарисами
Дорога с кипарисами
Винсент Ван Гог
Май 1890, 92×73 см
Винсент Ван Гог. Звездная ночь
Звездная ночь
Винсент Ван Гог
Июнь 1889, 73.1×92.1 см

Пит Мондриан

Пит Мондриан. Ферма в Дювендрехте вечером
Ферма в Дювендрехте вечером
Пит Мондриан
1916, 80×106 см
Пит Мондриан. Церковь Святого Якова, Винтерсвейк
Церковь Святого Якова, Винтерсвейк
Пит Мондриан
1898, 50×75 см
Микалоюс Константинас Чюрлёнис
Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Гора
Гора
Микалоюс Константинас Чюрлёнис
1906
Микалоюс Константинас Чюрлёнис. Весна
Весна
Микалоюс Константинас Чюрлёнис
1907
Пауль Клее
Пауль Клее. Шоссе и переулки
Шоссе и переулки
Пауль Клее
1929, 84×67 см
Пауль Клее. Замковый сад
Замковый сад
Пауль Клее
1931, 67×54 см
Сальвадор Дали
Сальвадор Дали. Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа
Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа
Сальвадор Дали
1981, 140×96 см
Сальвадор Дали. Галатея со сферами
Галатея со сферами
Сальвадор Дали
1952, 65×54 см
Джоржия О'Киф
Джорджия О'Киф. Осенние листья
Осенние листья
Джорджия О'Киф
1924, 51.4×41.2 см
Джорджия О'Киф. Лейк-Джордж, накидка с красным
Лейк-Джордж, накидка с красным
Джорджия О'Киф
1919, 69.6×59 см
Василий Кандинский
Василий Кандинский. Несколько кругов
Несколько кругов
Василий Кандинский
1926, 140×140 см
Василий Кандинский. Круги в круге
Круги в круге
Василий Кандинский
1923
Аристарх Васильевич Лентулов
Аристарх Васильевич Лентулов. Храм Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного
Аристарх Васильевич Лентулов
1913, 163×170 см
Аристарх Васильевич Лентулов. Астры
Астры
Аристарх Васильевич Лентулов
1913, 96.5×101.5 см
Николай Константинович Рерих
Николай Константинович Рерих. Сжигание тьмы
Сжигание тьмы
Николай Константинович Рерих
1924, 88.5×117 см
Николай Константинович Рерих. Христос в пустыне
Христос в пустыне
Николай Константинович Рерих
1933, 60.9×50.9 см
Павел Николаевич Филонов
Павел Николаевич Филонов. Первая симфония Шостаковича
Первая симфония Шостаковича
Павел Николаевич Филонов
1935, 99.8×68 см
Павел Николаевич Филонов. Формула петроградского пролетариата
Формула петроградского пролетариата
Павел Николаевич Филонов
1921, 154×117 см
Павел Николаевич Филонов. Формула Вселеной
Формула Вселеной
Павел Николаевич Филонов
1922, 35.6×22.2 см
Титульная иллюстрация: Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве
При подготовке материала также использованы данные статьи Елены Николаевой«Нецифровая фрактальная живопись: историко-культурологический экскурс».

Автор: Наталья Азаренко
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх