На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир женщины

21 124 подписчика

Свежие комментарии

Судьба женщины в советском кино.

Судьба женщины в советском киноФильм "Чапаев" 1934 г.
От автора: Мое первое образование и профессия - учитель истории и обществознания. Нет-нет, но это даёт о себе знать, и вот оформилось в идею посмотреть на судьбу женщины в контексте истории нашей страны, представленной в кинематографе.

Кинематограф, как массовый и коммерческий вид искусства, быстро улавливает популярные тренды и запросы общества.

Очень интересно посмотреть, как кинематограф отображал актуальные для того или иного времени женские образы. Какая женщина была востребована страной и обществом на разных этапах её развития?

Безусловно, фильмы и их героини были разными - исторические, комедийные, героические, романтические. Но я свой обзор составляла, ориентируясь на самые яркие и заметные образы, на фильмы, пользовавшиеся всенародной любовью в "своё" время и поныне. Вероятно, эти женские образы более востребованы в нашей стране.

***

"Освобождённые" революцией 1917 года от бесправия, женщины уже с гражданской войны стали играть в жизни и в кино роль боевых подруг, а потом строительниц коммунизма - наравне с мужчинами.

Фильм "Трактористы" 1939

Молодая советская республика нуждалась в таких же молодых и отчаянных девчатах, которые взяв в руки винтовку, а потом монтировочный ключ и лопату, установят вместе с парнями новый советский порядок.

Если посмотреть список фильмов самых популярных и маститых режиссёров предвоенной поры - Ивана Пырьева и Григория Александрова, и вспомнить героинь этих фильмов, воплощённых Мариной Ладыниной и Любовью Орловой, то можно увидеть, что героини эти - в большинстве именно молодые девушки - невесты и подруги, а не жёны и матери.

***

Во время и после Великой Отечественной войны проявились, стали значимыми другие женские образы - образ Жены, ждущей мужа с фронта, и образ Матери, защищающей своих детей от врага.


Валентина Серова в фильме "Жди меня" 1943 г.

"Она защищает Родину" 1943 г. Вера Марецкая.

***

В 50-е гг. этот образ еще сохраняет свою актуальность, и актрисы, которые его воплощают, это великие мощные материнские фигуры.

Эти женщины (героини) отвоевали своё право не только встать рядом с мужчинами, но и занять ответственные командные посты. Отвоевали буквально, участвуя в войне, либо отдав ей своих мужей.

Людмила Хитяева в фильме "Екатерина Воронина" 1957 г.

Нонна Мордюкова в фильме "Простая история" 1960 г.

Эта женщина не имеет детей (муж рано погиб на фронте), и она становится "матерью для всех" - например, председателем колхоза, с материнской заботой относящейся и к вверенному ей хозяйству, и к каждому члену его по отдельности.

Она гордо несёт свою миссию - служение стране и народу.

Конечно, картины и тогда выходили разные, но знаковыми, важными были именно эти фильмы, и роли.

***

Приходят 60-е. Война давно окончена, мир восстановлен после военной разрухи натруженными материнскими руками.

Советская страна занята мирным строительством, отправляет ракеты в космос, осваивает богатства Сибири, и вновь на "передовую" выходят девчата.

Фильм "Девчата" 1961 г.


Татьяна Конюхова в фильме "Карьера Димы Горина" 1961г.


Не боясь ни мороза, ни дождя, девушки вместе с юношами осваивают целину, проводят линии электропередач, строят новые города и покоряют космос.

***

Но к середине 60-х эпоха гигантского строительства завершена.

Пришла пора студенческого веселья, радости и отдыха.

На экране - студентки, спортсменки, комсомолки и просто красавицы.

60-е - это луч света в тёмном царстве. Девушки на экранах 60-х, как никогда восхитительны.

Наталья Варлей в фильме "Кавказская пленница" 1966 г.

"Три плюс два" 1963 г. Наталья Фатеева и Наталья Кустинская

***

Но что случилось с женщинами на экране в 70 -е?

То ли время такое - "застой"?

Ни революций, ни войн, но и ни энтузиазма стройки, ни веселья и надежд "оттепели".

Актуальным становится иной образ женщины.

Героиней экрана становится женщина далеко не юная, но не жена, и не мать. Не девственница, но и не в браке. Женщина в "застое".

Даже если она мила и романтична, как Надя из "Иронии судьбы", то её женская судьба не устроена.

Барбара Брыльска. "Ирония судьбы или с лёгким паром" 1975 г.

Алиса Фрейндлих "Служебный роман" 1977 г. "Я ликвидировала всех своих подруг!" - чекистская лексика.

Она эмансипирована, хороший "управленец". Костюм, как полувоенный френч.

Женщина на службе государства.

***

В начале 80-х эта тенденция продолжилась.

Женщина-руководитель - Екатерина Тихомирова из фильма "Москва слезам не верит" .

Если героиня Нонны Мордюковой в "Простой истории" нашла своё счастье в труде на благо страны, то героиня Веры Алентовой тихо плачет в подушку, "даже" будучи директором завода. Директорский пост не сделал её счастливой женщиной.

Вера Алентова. Фильм "Москва слезам не верит" 1979 г.

А вот Раиса Захаровна из фильма "Любовь и голуби".

Незамужняя, бездетная. Можно сказать, "наследница" революции и да и всей постреволюционной эпохи, она пожинает плоды советского строя и того, что дал он женщине.

Символично, что её папа - кавалерист, и на стене в квартире - кавалерийская сабля и потрет маршала Будённого.

Да и сама она с таким характером, вполне маршальским.

Запутавшаяся в гендерных ролях: с собачкой и Массне с "Грёзами любви", но при этом чётко и жёстко регламентирующая, чудом выловленного на курорте мужичка, - Васю: "Соль - это белая смерть, сахар - сладкая смерть!".

"Шаг влево, шаг вправо - расстрел!"?

Людмила Гурченко "Любовь и голуби" 1982 г.

Не кажется ли это закономерным?

***

Вторая половина 1980-х.

В советском государстве, все предыдущие 70 лет, преимущественно был запрос на женщину - товарища по борьбе, женщину - героиню фронта и труда.

Но к концу 80-ых все ценности советской эпохи девальвировались.

Что называется, "мы строили, строили и наконец построили".

Какая женщина появилась на экранах страны во второй половине 80-ых?

А появился абсолютно новый, доселе не виданный в кино тип женщины.

Не девственница, не невеста, не жена и не мать, а женщина, простите, .... (слово рифмующееся со словом мать, но абсолютно иного значения).

Женщина, которая не имеет великой цели, не видит счастья в труде; ни спортивные достижения, ни общественная работа её не прельщают.

Она либо хочет секса, либо хочет жить богато и красиво. Или и то, и это.

Наталья Негода в фильме "Маленькая Вера" 1988 г.

В общем, она хочет того, чего героиням предыдущей эпохи было категорически "нельзя", в чём им, как женщинам было отказано.

Потому что "в Советском Союзе секса нет", да и с любовью как-то не очень, потому что труд важнее. Про роскошь также не могло идти речи, потому что это - "мещанство", что очень порицалось.

Елена Яковлева в фильме "Интердевочка" 1989 г.

Что случилось с женщинами конца 80-ых?

Это поиск новой женственности?

После пиджаков-френчей, рабочих комбинезонов и роб?

Вот они - "богини" конца 80-ых, и 90-ых.

"Интердевочка" 1989 г.

Мой взгляд, быть может, поверхностен и утрирован, но если смотреть по этим картинам, то получается, что женщина в советском кино - это или "мужик в юбке" или вчерашняя школьница - комсомолка.

Если же она хочет секса и материальных благ, то она - "девушка лёгкого поведения", проститутка.

***

P.S.

Легко ли быть женщиной в нашей стране?

Какое наследство нам досталось?

Не являются ли проблемы современных женщин наследием той эпохи?

Что нам с ним делать?

Если же говорить о фильмах "нулевых" и текущего десятилетия, мне кажется, что значимых образов женщин - наших современниц в кино так создано не было.

Что это значит? Поиск идентичности продолжается?

Евгения Куликова
Ссылка на первоисточник
Рекомендуем
Популярное
наверх