На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Мир женщины

21 150 подписчиков

Свежие комментарии

  • Liudmila Zabavskaja
    А почему Вы вспомнили Игналину? Я живу в ЛитвеПритча о богатстве
  • марина боловинцева
    Я тоже не согласна с джинсами с завышенной талией и расклешенными,мне кажеться зависит от фигурыЖенская мода: как...

«НОЧНЫЕ ВЕДЬМЫ»

Так в годы Великой Отечественной войны называли немцы ночных бомбардировщиц 46-го гвардейского Таманского авиаполка. За каждый сбитый ПО-2, управляемый девушкой, немецкие асы получали серебряный Рыцарский крест.




    В октябре 1941 года Герой Советского Союза Марина Михайловна Раскова обратилась к Сталину с предложением сформировать боевые женские авиационные полки.








    8 октября Указ «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии» был подписан. Организацию работ возложили на Марину Раскову, и уже в первой половине октября начался набор добровольцев. К Расковой шли девушки-пилоты гражданского флота, летчицы аэроклубов, студентки, работницы фабрик, оборонных предприятий. Были отобраны наиболее подготовленные.



    16 октября 1941 года основной состав будущих женских полков – около 300 девушек – выехал в город Энгельс для дальнейшего формирования и обучения. К ним примкнули еще сто девушек из Саратова. В начале 1942 года после ускоренного курса подготовки были сформированы три женских авиаполка: истребительный (586-й) на самолетахЯК-1,




пикирующих бомбардировщиков (597-й) на самолетах ПЕ-2 (сначала на Су-2)



и ночных бомбардировщиков (588-й) на самолетах У-2 (впоследствии ПО-2).





    Первые два стали потом смешанными по составу, а третий (командир полка Е. Д. Бершанская, комиссар – Е. Я. Рачкевич) до самого конца войны оставался женским. Девушки этого полка и вошли в историю как «ночные ведьмы».


Девушки-офицеры 46-го Гвардейского авиаполка.
Евдокия Бершанская (слева), Мария Смирнова (стоит) и Полина Гельман:






    В мае 1942 года полк вылетел на Южный фронт. Командование авиадивизии встретило необычное пополнение настороженно, но девушки доказали, что умеют воевать не хуже мужчин. Боевое крещение полк получил в районе Донбасса, под Краснодоном. Настоящее мастерство и боевую закалку летчицы приобрели в предгорьях Кавказа осенью 1942 года. Горная местность, сложные метеоусловия создавали большие трудности в полетах, но именно здесь, на Северном Кавказе, враг познал силу и точность бомбовых ударов советских летчиц, именно тогда фашисты стали называть их «ночными ведьмами». 

    Самолеты летали, в основном, ночью. Днем их можно было сбить из стрелкового оружия. Беря по 200-250 кг бомбового груза, каждый экипаж производил по 5 – 6 боевых вылетов в день в летнее время и по 10 – 12 – в зимнее. Истребителям противника экипаж мог противопоставить только свое умение на малых высотах и минимальной скорости уходить от преследования, используя рельеф местности. Как правило, полет длился около часа. Интервал между вылетами составлял 5 – 6 минут. Бывало, что в подбитых зенитным огнем противника самолетах девушки-летчицы заживо горели в воздухе на глазах своих подруг, идущих за ними на ту же цель. За годы войны в полку погибли 32 девушки.

    В начале 1943 года, в период наступления наших войск на юге, женский авиаполк принимал активное участие в разгроме отступавших фашистских частей: бомбил эшелоны, автоколонны, скопления войск. За отличное выполнение боевых заданий в феврале 1943 года женскому 588-му авиаполку первому в дивизии было присвоено звание «гвардейского». Он стал именоваться «46-й Гвардейский полк легких ночных бомбардировщиков».

    К началу октября 1943 года враг был сброшен с Таманского полуострова. За участие в боях по освобождению Кубани и Тамани полку было присвоено наименование «Таманский».
В течение шести месяцев женский полк летал на своих маленьких самолетах ПО-2 через Керченский пролив в Крым. После высадки десанта в Эльтигене, южнее Керчи, помимо основной задачи – бомбометания по укрепленным пунктам, аэродромам, плавсредствам – летчицы снабжали наших десантников боеприпасами и продовольствием.

    Активно участвовал 46-й авиаполк и в боях за Севастополь. Через несколько дней после победного салюта в честь освобождения Крыма полк был переброшен на 2-й Белорусский фронт. На его гвардейском знамени засверкал боевой орден Красного Знамени. Участвуя в стремительно развивающихся событиях по изгнанию оккупантов с белорусской земли, девушки-гвардейцы совершили 1735 боевых вылетов.

    С сентября 1944 года полк воевал над территорией Польши. В период этих боев особенно памятна ночь с 20 на 21декабря, когда летчицы делали по 14 – 18 боевых вылетов, а полк в целом сделал 324 вылета. Никогда ни один полк не показывал таких высоких результатов. Летали с площадки, расположенной всего в шести км от линии фронта и брали максимальное количество бомб. 

    Свои завершающие удары «крылатая гвардия» наносила по фашистским войскам в Данциге, Гдыне, Штеттине, Свинемюнде. Орден Суворова на знамени полка был наградой за успешные боевые вылеты.
За три года непрерывных боев летчицы полка совершили более 24 тысяч боевых вылетов. Они неоднократно награждались орденами и медалями, а 23 из них получили звание Героя Советского Союза.
    Через несколько месяцев после окончания войны женский авиаполк был расформирован, девушки вернулись к мирной жизни. Они сохранили свою дружбу и многие годы, как решили на последнем собрании полка, встречались ежегодно в сквере у Большого театра в Москве.


   При подготовке статьи использованы материалы спецвыпуска газеты «Мытищи» от 12 сентября 2008 г. «Подвигу летчиков мытищинского аэроклуба посвящается».

Картина дня

наверх